LOG-дайджест: выпуск новостей логистики и ВЭД за сентябрь 2023
Команда департамента логистики «ХимПартнёров» продолжает регулярный дайджест новостей внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В первом летнем выпуске эксперты разбирали ситуацию с перевозками из Юго-Восточной Азии и 11 пакетом санкций ЕС против России. В фокусе нового выпуска за сентябрь 2023 года – введение экспортных пошлин, порты Дальнего Востока и тарифы на грузоперевозки.
· Введение экспортных пошлин с октября
Постановление Правительства РФ № 1538 от 21 сентября 2023 года вводит вывозные экспортные пошлины в зависимости от курса доллара на большое количество товаров. Основная причина — защита внутреннего рынка от повышения цен.
Власти рассчитывают, что из-за пошлин экспорт станет менее привлекательным, а потому больше продукции будет оставаться в стране. В результате предложение вырастет, и давление на цены внутри РФ ослабнет. Плюс, дефицит бюджета: дополнительные поступления от экспортеров могут помочь уложиться в плановые значения.
Пошлины варьируются от 0% (при среднестатистическом курсе за август менее 80 ₽ за доллар) до 7 % (если доллар дороже 95 рублей). На октябрь 2023 года установлена экспортная пошлина 7%. Под действие нового Постановления попали практически все отрасли, в том числе сельхозпродукция, но есть и исключения. Новые пошлины не распространяются на нефть и газ, а также лесоматериалы, зерно и некоторые другие товары.
· Порты Дальнего Востока
По информации от Минэкономразвития, грузовые железнодорожные тарифы могут вырасти с 1 декабря на 10,75%. Это означает повышение себестоимости перевозимых грузов как для компаний, ведущих бизнес на российском рынке, так и для экспортеров и импортеров из Юго-Восточной Азии. Основным маршрутом для связи с этим регионом являются порты Дальнего Востока, связанные с большинством округов РФ железнодорожным сообщением.
Задержки при перевалке грузов для отгрузки по ж/д при поставках в импорте через порты Дальнего Востока продолжаются. При этом ожидание выгрузки судов на рейде не наблюдается, сложности возникают из-за отсутствия свободных платформ для погрузки контейнерных поездов.
В настоящее время средние сроки отгрузки:
Москва – 7-10 дней
Екатеринбург – 10-12 дней
Санкт-Петербург – 12-14 дней
Новосибирск – 8-10 дней.
Некоторые операторы вводят расширение свободного пользования контейнерами в связи с увеличенными сроками отгрузки, чтобы не допустить необоснованных дополнительных расходов грузовладельцев. Прогнозировать улучшение ситуации сложно, в настоящее время видим стабильность увеличенных сроков отгрузки на протяжении двух месяцев. Скорее всего, ближе к декабрю из-за увеличения грузопотока задержки увеличатся.
· Автомобильные грузоперевозки
В связи с ростом цен на дизельное топливо автомобильные грузоперевозки показывают стремительный рост тарифов, что не лучшим образом вместе с дефицитом транспорта и водителей отразилось на сроках доставки и себестоимости перевозимой продукции. Несмотря на все принятые правительством меры, дефицит топлива сохраняется во многих регионах: ЮФО, Поволжье, Западная Сибирь. В среднем за июль-сентябрь 2023 года рост тарифов на грузоперевозки оценивается в 20% в среднем по стране.
О LOG-дайджесте
В конце каждого месяца рассказываем о ключевых событиях логистики и том, что они значат для рынка. Экспертные комментарии, аналитика и прогнозы по динамике будут полезны всем, кто занимается ВЭД или использует в своём бизнесе товары и сырьё иностранного производства. Готовы дать комментарии и ответить на ваши запросы ask@propartners.ru